Предлагаю протестировать вашего ребенка, чтобы определить его готовность к школе.

Сможет ли ваш ребенок сходу назвать фамилию имя и отчество папы? А объяснить, почему снег идет зимой, а не летом? Попробуйте, тест небольшой, но в чем-то весьма любопытный.

 Как проводить тестирование? Читайте ребенку вопрос, и отмечайте, верно он ответил, или нет. В конце тестирования посчитайте набранные баллы.

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше — обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше — корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Оценка ответов

За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на под вопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 — ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла.

№8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл.

№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл.

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 — положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. 

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

20-24 — средне-зрелым, 15-20 — низкий уровень психосоциальной зрелости.

Если у вас хватит терпения, и вы пройдете тест полностью, будут очень интересны ваши отзывы о результате.

Тест для родителей

Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления “пробелов” в дошкольной подготовке.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Умеет ли он изменять существительные по числам?

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Проверка готовности:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.

 

 

 

 

Опросник к 1 классу

 

Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

 

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

 

(лошадь = 0 баллов;

неправильный ответ = -5 баллов)

 

2.Утром мы завтракаем, а днем…

 

(обедаем, едим суп, мясо = 0;

ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

 

3.Днем светло, а ночью…

 

(темно = 0;

неправильный ответ = -4)

 

4.Небо голубое, а трава …

 

(зеленая = 0;

неправильный ответ = -4)

 

5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

 

(фрукты = 1;

неправильный ответ = -1)

 

6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

 

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

 

7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

 

(города = 1; станции = 0;

неправильный ответ = -1)

 

8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

 

(правильно показано = 4;

показано только целый час или четверть часа = 3;

не знает часов = 0)

 

9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

 

(щенок, ягненок = 4;

только один правильный ответ = 0;

неправильный ответ = -1)

 

10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

 

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1

на курицу = -3)

 

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

 

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;

одна причина = 0;

неправильный ответ = -1)

 

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

 

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;

одно подобие = 2;

неправильный ответ = 0)

 

13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

 

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;

одно подобие = 2;

неправильный ответ = 0)

 

14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

 

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;

винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;

неправильный ответ = 0)

 

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

 

(спорт (физкультура) = 3;

игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;

неправильный ответ = 0)

 

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

 

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;

только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;

неправильный ответ = 0)

 

17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

 

(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;

одно или два различия = 2;

неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

 

18.Почему люди занимаются спортом?

 

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;

одна причина = 2;

неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

 

19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

 

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;

он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;

неправильный ответ = 0)

 

20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?

 

(так платят за пересылку этого письма = 5;

другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;

неправильный ответ = 0)

 

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От -1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.